Автомобильные краны применяют для погрузочно-разгрузочных и монтажных работ на рассредоточенных объектах. Высокие скорости передвижения позволяют применять эти машины на объектах с небольшими объемами работ, находящихся на значительном удалении друг от друга.
Автомобильный кран состоит из двух основных частей: неповоротной и поворотной (рис. 1). Обе части крана связаны между собой опорно-поворотным устройством, служащим для передачи нагрузок (грузового момента, вертикальных и горизонтальных сил) от поворотной части крана па неповоротную, а также для вращения поворотной части.
Неповоротная часть крана состоит из ходового устройства, накладной рамы и выносных опор. В качестве ходовых устройств автомобильных кранов используют шасси грузовых автомобилей, выпускаемые серийно отечественной промышленностью: ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, МАЗ-500, МАЗ-500А, КрАЗ-219, КрАЗ-257, КрАЗ-257К-Для повышения проходимости крана испльзуют шасси грузовых автомобилей повышенной проходимости: ЗИЛ-131, Урал-375, КрАЗ-255Б и др. Краткие технические характеристики базовых автомобилей приведены в табл. 1.
Шасси автомобильного крана отличается от шасси автомобиля: вместо кузова на раме автомобиля устанавливают накладную раму; дополнительно устанавливают коробку отбора мощности, промежуточный редуктор, опорную стойку стрелы, а также стабилизаторы или выключатели упругих подвесок, применяемые для повышения устойчивости кранов во время работы; при необходимости изменяют место расположения топливных баков и запасных колес.
Таблица 1
Краткая техническая характеристика базовых автомобилей
Рис. 1. Автомобильный кран KC-2561D:
1 — ходовое устройство (шасси грузового автомобиля); 2 — накладная рама; 3 — промежуточный редуктор; 4 — опорно-поворотное устройство; 5 — выносные опоры; 6 — поворотная рама; 7 — противовес; 8 — двуногая стойка; 9 — стреловая лебедка; 10 — грузовая лебедка; 11 — реверсивно-распредели-тельный механизм; 12 — кабина машиниста; 13 — механизм поворота; 14 — основная стрела; 15 — стреловой полиспаст; 16 — крюковая подвеска; 17 —. опорная стопка; 18 — коробка отбора мощности
Поворотная часть крана состоит из поворотной платформы, механизмов, кабины машиниста и стрелового оборудования. Поворотная платформа представляет собой металлоконструкцию, состоящую из поворотной рамы, противовеса, двуногой стойки и кожуха (капота). На поворотной раме установлены основные механизмы крана: грузовая лебедка, стреловая лебедка и механизм поворота. Грузовая лебедка служит для подъема и опускания груза, стреловая — для изменения угла наклона стрелы при изменении вылета, з механизм поворота — для вращения поворотной части крана. Механизмы крана защищены от внешних воздействий кожухом (капотом). Для передачи движения исполнительным механизмам автомобильных кранов применяют механический, электрический и гидравлический приводы.
У кранов смеханическим приводом движение механизмам от двигателя шасси автомобиля передается через коробку отбора мощности, промежуточный редуктор и реверсивно-распределительный механизм И, позволяющий обеспечить раздельный привод всех механизмов или некоторых из них.
У кранов с индивидуальным электро-(гидро) приводом лебедки и механизм поворота приводятся в движение от электродвигателей (моторов) этих механизмов. Энергия электрического тока (рабочей жидкости) подается к электродвигателям (гидромоторам) от генератора (насоса или насосов) через токосъемное устройство (вращающееся соединение). Движение генератору (насосам) передается от двигателя шасси автомобиля с помощью карданных передач, специальных механизмов или коробок отбора мощности.
Электропривод переменного тока позволяет питать двигатели от внешней электрической сети общего назначения и использовать генератор для питания посторонних потребителей тока напряжением 380 В. Генераторы выполняют по схеме с самовозбуждением через встроенный блок кремниевых выпрямителей. Первоначальный импульс возбуждения подается от аккумуляторной батареи базового автомобиля. Для автоматического поддержания напряжения при изменении нагрузки генераторы имеют стабилизирующие устройства.
Электродвигатели механизмов плавно пускаются контроллерами или универсальными переключателями посредством ступенчатого отключения пускорегулирующих сопротивлений в цепях роторов двигателей. Некоторые двигатели (например, стреловая лебедка) пускаются и останавливаются реверсивными магнитными пускателями, управляемыми кнопками. Для расширения диапазона регулирования скорости при спуске груза в электросхемах предусмотрено частотное регулирование путем изменения частоты вращения генератора. Частота вращения генератора регулируется двигателем базового автомобиля. Для замедленного опускания тяжелых грузов применяют электросхемы, обеспечивающие работу привода в режиме динамического торможения.
Гидропривод кранов выполняют по открытой схеме, при которой одна из магистралей насоса является напорной и соединена с гидродвигателем, а другая — всасывающей и соединена с баком, в котором находится рабочая жидкость, компенсирующая разность объемов полостей гидроцилиндров и наружные утечки.
Скорости в гидроприводах кранов регулируют комбинированным способом: изменением частоты вращения двигателя базового автомобиля, а следовательно, насоса и дросселированием потока жидкости устройствами (гидравлическими сопротивлениями), устанавливаемыми в потоках жидкости.
Независимо от кинематической схемы и конструкции механизмов системы управления всех кранов обеспечивают кроме раздельного выполнения каждой из рабочих операций совмещение поворота рабочего оборудования с подъемом (опусканием) груза, В кранах с индивидуальным электро- и гидроприводом могут быть совмещены любые рабочие операции.
По способу преобразования и передачи команды машиниста системы управления разделяют на механические, гидравлические, пневматические, электрические и комбинированные — электропневматнческие.
При механическом (рычажном) управлении усилие, необходимое для включения механизма, создается рычагами или тягами, на которые машинист воздействует рукой (или ногой) через систему шарнирно-рычажных передач.
При гидравлическом управлении это усилие создается исполнительными цилиндрами, на поршни которых воздействует жидкость, подаваемая под давлением в цилиндры. Механизмы выключаются возвратными пружинами, выживающими жидкость из цилиндров после прекращения ее подачи. Жидкость можно подавать в исполнительный цилиндр насосом или поршнем цилиндра-датчика, на который машинист нажимает рычагом или педалью. В первом случае система управления называется насосной, а во втором — безнасосной.
Пневматическое и электропневматическое управление отличается от насосного гидравлического тем, что рабочие механизмы включаются не жидкостью, а сжатым воздухом, подаваемым к исполнительным цилиндрам от компрессора через специальный распределитель и клапаны управления.
Электрическое управление широко используется в системах обеспечения безопасности кранов, в системах электрооборудования, а также в комбинированных (электрогидравлических, электропневматических и т. п.) системах управления. Для кранов с электроприводом оно является основным.
Кабину машиниста оборудуют всеми необходимыми указателями, системами сигнализации и жнзнеобеспечения (вентиляция, отопление). В ней расположены органы управления краном и сиденье машиниста. Из кабины машинист управляет лебедками и механизмом поворота крана. Передвижением крана управляют из кабины шасси. В кабине шасси размещают рычаг включения коробки отбора мощности.
Автомобильный кран может передвигаться вместе с грузом. При этом стрела должна быть расположена над поперечной балкой задних выносных опор вдоль продольной оси симметрии крана. Скорость передвижения крана в этом случае не более 5 км/ч.
Основным видом стрелового оборудования является жесткая или выдвижная стрела, обеспечивающая наибольшую грузоподъемность крана при требуемых ГОСТом вылете от ребра опрокидывания и высоте подъема крюка. К сменному оборудованию относят удлиненные жесткие и выдвижные стрелы (составленные из основной стрелы и дополнительных секций, удлиняющих ее) и удлиненные жесткие стрелы с гуськами. Изменяют длину выдвижных стрел вручную с помощью цепной передачи.
В качестве грузозахватного устройства используют крюковую подвеску. У некоторых моделей кранов на основных жестких стрелах может подвешиваться грейферный ковш (грейфер) для погрузки и разгрузки сыпучих материалов. В состав стрелового оборудования входит также стреловой полиспаст для подъема и опускания стрелы.
Башенно-стреловое оборудование состоит из башни, стрелы, стрелового полиспаста и крюковой подвески.
В настоящее время отечественная промышленность выпускает автомобильные стреловые самоходные краны грузоподъемностью 4; 6,3; 10 и 16 т с механическим, электрическим и гидравлическим приводом рабочих органов. Технические характеристики этих машин с основным стреловым оборудованием приведены в табл. 2 и 3.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Сведения об автомобильных кранах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы