Техническое обслуживание кузовов автобусов, как уже говорилось, включает ежедневное обслуживание, первое, второе технические обслуживания и сезонное обслуживание.
Ежедневное обслуживание предусматривает осмотр кузова с целью выявления неисправностей его элементов, уборку салона, мойку кузова, протирку, обсушку промытых поверхностей.
Уборка кузова заключается в удалении из салона ныли, грязи и мусора, в мойке или протирке пола, потолка и стенок салона, сидений, спинок и арматуры, а также в протирке при необходимости двигателя и стенок его отсека. Для уборки кузова применяются стационарные или передвижные пылесосы (например «Астра», «Тайфун»), волосяные щетки, скребки, протирочный материал и моющие средства.
Мойка автобуса предназначена для удаления с наружных поверхностей кузова и агрегатов трансмиссии пыли, грязи. Выполняется по потребности для обеспечения надлежащего внешнего вида автобуса. Обязательна перед выполнением ТО и ремонта. Осуществляется чистой холодной или теплой водой. Иногда используют воду с моющими средствами, которые уменьшают поверхностное натяжение водяной пленки, образующейся на поверхности, растворяют маслянистые отложения и дают легко-смываемые эмульсии. Для предохранения окраски от разрушения разность температуры воды и омываемой поверхности не должна превышать 20 °C. Возможно разрушение окраски после мойки автобуса при низких температурах. Нельзя соскабливать с кузова грязь или стирать ее сухой тряпкой, грязь следует отмывать мягкой тряпкой. Если после мойки струей воды на поверхности кузова остаются мелкие частицы пыли и грязи, из-за чего при высыхании образуется матовый серый налет, их можно удалить щеткой, губкой или замшей. По способу выполнения различают мойку ручную, механизированную и комибинированную.
Ручная мойка автобусов производится шлангом с брандспойтом, подключенным к водопроводной магистрали с давлением воды 0,2—0,4 МПа. Если требуется его повысить до 1,0,…2,5 МПа и более, применяют специальные насосы высокого давления.
На посту ручной мойки сооружаются боковые канавы узкого типа, широкие канавы с колейным мостиком и эстакады, с помощью которых обеспечиваются необходимые удобства для мойки нижней части автобуса. Пол канавы и площадки должен быть водонепроницаем и иметь уклон 2…3% для стока грязной воды. Моечные установки высокого давления снабжаются брандспойтами пистолетного типа, которые позволяют регулировать количество выходящей воды и форму струи. Ориентировочный расход воды на мойку одного автобуса при высоком давлении составляет 300. .400 л. При низком давлении расход воды увеличивается в 2 раза и более.
Механизированная мойка осуществляется с помощью специальных установок с ручным или автоматическим приводом, создающих большое число направленных струй воды (или моющего раствора) использованием вращающихся щеток (рис. 51) и других устройств. Каждая щетка имеет индивидуальный привод от электродвигателя. Подвод воды на омывание поверхности осуществляется через сопла трубчатых коллекторов, прикрепленных к рамам щеток. Щетку изготавливают из капроновых нитей или других синтетических материалов.
Для мойки низа автобуса применяются струйные установки в виде трубопроводов с соплами, качающейся трубчатой рамки с соплами или вращающихся трубчатых рамок с соплами (типа сегнерового колеса).
На рис. 3 представлена установка для автоматической мойки. Основными элементами ее являются трубчатый каркас, узлы левых и правых спаренных вертикальных щеток, горизонтальная щетка, рамки для смачивания и ополаскивания, пневматическая система подачи вертикальных щеток, бак для моющей смеси, командоконтрол-леры, аппаратный шкаф и светофор.
Вода на щетки и обмываемые поверхности подается через сопла трубчатых коллекторов с забором ее непосредственно из водопроводной сети. Установка оснащена магнитными вентилями для последовательного включения и выключения подачи воды к отдельным щеткам по мере прохождения автобуса через установку. Для мойки сильно загрязненных поверхностей к щеткам подводят под давлением моющий раствор. Перемещаясь через установку, автобус входит в соприкосновение с вертикальными щетками сначала левой, а затем правой стороной. Щетки, вынесенные к продольной оси установки, обмывают переднюю часть кузова, затем отводятся в сторону и участвуют в мойке его боковых частей. Две другие щетки после обмыва боковых частей, переводят к задней и обмывают ее. Во избежание поломок вертикальных щеток очередной автобус подают в установку только по сигналу светофора. Установка может работать в разовом и непрерывном режимах. Производительность 30—.35 автобусов в час. Расход воды на мойку одного автобуса около 500 л. Общая мощность электродвигателей 7,5 кВт, давление воды в питающем водопроводе 0,3… 0,4 МПа. Давление воздуха в системе подачи вертикальных щеток: в основном приводе 0,4…0,5 МПа и в приводе возврата 0,15.. 0,20 МПа. Скорость перемещения автобуса в установке 6—3 м/мин.
Рис. 1. Общий вид механизированной установки для мойки автобусов
Рис. 2. Схема устройств для мойкн низа автобусов:
а — вращающиеся трубчатые рамки с соплами (ссгнеровые колеса); б, в — качающиеся трубчатые рамки с соплами
Рис. 3. Схема работы вертикальных щеток моечной установки 1126:
а — мойка спереди; б — мойка сбоку, в — мойка сзади
Мойка низа автобуса позволяет удалить значительную часть агрессивных элементов, однако после мойки создаются условия для интенсивной коррозии металла, особенно в холодное время года, поэтому после мойки автобус подвергают сушке, например горячим воздухом.
После уборки и мойки автобуса при ЕО производят наружный осмотр кузова с целью выявления повреждений и проверки его комплектности. Наружным осмотром проверяют состояние окраски и других защитных покрытий, стенок, зеркал заднего вида, номерных знаков, буксирного прибора, наружных приборов освещения и сигнализации. Осмотром внутри салона и кабины кузова проверяют состояние пола, подножек, поручней, сидений, внутренней обшивки, приборов внутреннего освещения и сигнализации, микрофона и громкоговорителей. Проверяют герметичность пневматической системы привода механизмов открывания дверей.
После осмотра проверяют действие сигнализации из салона к водителю; приборов освещения внутри салона и кабины водителя, освещения подножек, габаритных фонарей, маршрутных указателей, микрофона, звукоусиливающей аппаратуры и громкоговорителя, а также состояние и действие устройств систем вентиляции и отопления кузова, устройств для обогрева и обмыва ветрового стекла, накопительных касс и компостеров.
Ежедневно проверяют четкость работы дверных механизмов, так как неисправности дверей могут привести в эксплуатации к несчастным случаям. Если дверной механизм передвигается слишком медленно, неравномерно, с толчками или чрезмерно быстро, с рывками в начале и в конце его движения или двери неполностью открываются и закрываются, нужно определить причину неисправности и устранить ее. Для этого проверяют установку цилиндра, т. е. шплинтовку и затяжку всех контргаек. При нарушении скоростного режима работы дверей меняют положение винтов клапана регулирования скорости. Полное открытие или закрытие дверей должно происходить в течение 1…4 с. Если, действуя регулировочными винтами клапана, не удается устранить неисправность в работе, надо отсоединить механизм от рычагов, связанных с осями двери, и проверить от руки, свободно ли перемещаются створки дверей по всей длине хода. В эксплуатации возможны случаи деформации дверей, которые могут привести к заклиниванию роликов в направляющем желобе и к неравномерной работе дверей. Если створки дверей свободно перемещаются, то надо снять дверной цилиндр, разобрать его и отремонтировать.
Осмотром снизу автобуса проверяют состояние основания кузова с целью выявления повреждений его деталей и наличия трещин на их поверхности или в местах соединений, разрушений защитных антикоррозионных покрытий и мест, пораженных коррозией. Проверяют также состояние крепления элементов подвески к основанию кузова.
При повреждениях окраски кузова или защитного антикоррозионного покрытия зачищают коррозию, обдувают сжатым воздухом, обезжиривают поверхность промывкой и затем красят или наносят защитное покрытие.
ТО-1 предусматривает помимо операций ЕО проверку: состояния и крепления каркаса и основания кузова, пола, люков и дверей автобуса; состояния каркаса и обивки сидений, спинок, поручней и их кронштейнов; крепления панелей внутренней обшивки кузова, воздуховодов, коврика пола, дверей, сидений, накопительных касс и компостеров; действия и крепления замка и ручек кабины водителя, стеклоподъемника, противосолнечного козырька, а также механизма регулировки сиденья водителя и его амортизатора. После проверки состояния и крепления деталей и узлов кузова при необходимости их закрепляют и устраняют неисправности. При повреждениях окраски кузова или антикоррозионного покрытия зачищают коррозию, обезжиривают поверхность, а затем красят или наносят защитное покрытие. Кроме этого, смазывают узлы и детали кузова в соответствии с хнммотологической картой. После ТО-1 повторно моют загрязненные места кузова.
ТО-2. Помимо операций ЕО и ТО-1 выполняются операции, связанные с осмотром, проверкой крепления, регулировкой узлов и деталей. При необходимости детали закрепляют и устраняют неисправности. Особое внимание уделяют задней части основания кузова в зоне накопительной площадки, местам крепления рессор, амортизаторов. У автобуса ЛиАЗ-677 проверяют состояние болтовых соединений в местах крепления шпангаутов к фермам.
Тщательным осмотром проверяют состояние антикоррозионных покрытий и в случае их повреждения зачищают коррозию, а затем наносят защитное покрытие.
Проверяют состояние и крепление пола к основанию кузова, кожуха канала отопления, кронштейнов ограждения стекол, механизмов открывания дверей и их кожухов, уплотнителей дверей, кронштейнов и направляющих роликов, крышек потолочных люков и механизмов их подъема, состояние и герметичность потолочных люков и уплотнителей стекол кузова, состояние и крепление отопителей.
Проверяют работу стеклоочистителей, накопительных касс и компостеров. Заканчивается ТО-2 смазыванием узлов и деталей кузова в соответствии с химмотологичсской картой.
После ТО-2 повторно моют загрязненные места кузова.
СО помимо операций ТО-2 предусматривает проверку герметичности кузова, уплотнений окон и потолочных люков; при необходимости устраняют неисправности. В холодных и очень холодных климатических районах устанавливают утепленные кузова и вторые стекла. Не реже одного раза в год проводят дезинфекцию салона кузова.
Проверяют состояние антикоррозионных покрытий и окраски кузова; при необходимости зачищают коррозию, а затем красят или наносят антикоррозионное покрытие. Для восстановления блеска лакокрасочных покрытий и удаления трещин на их поверхности кузов полируют с использованием полировочный жидкости или пасты. Перед полировкой окрашенные поверхности промывают теплой водой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание и текущий ремонт кузовов автобусов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы