Основным отличием руд цветных металлов от железных руд является бедность их содержания металлом и присутствие в руде одновременно нескольких разных металлов. Содержание цветного металла в руде редко превышает 5—10%. Поэтому руды цветных металлов подвергаются обогащению для получения так называемого концентрата, из которого и выплавляется металл. Обогащение производится мокрым и флотационным способами. И в том и в другом случаях руда измельчается на специальных дробилках. После измельчения руды производится процесс ее обогащения, заключающийся в отделении частиц металла от пустой породы.
Получение цветных металлов из руд осуществляется различными способами, причем производится несколько последовательных процессов. Существуют два основных способа — пирометал-лургический и гидрометаллургический. При пирометаллургиче-ском способе металл выплавляется из обогащенной руды в электрических печах. При гидрометаллургическом способе металл получается путем выщелачивания его растворимых соединений и последующим электролизом раствора.
Олово — металл серебристо-белого цвета с голубоватым оттенком.’ Обладает высокой пластичностью, благодаря чему очень легко прокатывается в тончайшие листики толщиной до 0,008 мм (станиоль). Олово очень устойчиво в отношении атмосферных воздействий; в отношении кислот неустойчиво. Добывается олово из коренных и рассыпных руд, в которых содержится в виде оловянного камня. Руда предварительно подвергается обогащению цля получения концентрата. Процесс получения олова из концентрата состоит из ряда последовательных операций: обжига, выщелачивания и др., после чего производится восстановительная плавка подготовленного концентрата в специальных печах на черновое олово и затем очищение чернового олова с помощью огневого рафинирования или электролиза.
Готовое олово выпускается металлургическими заводами в виде чушек и прутков. Согласно ГОСТ 860-41, олово подразделяется на четыре марки: 0-1, 0-2, 0-3, 0-4. Олово с наименьшим содержанием примесей (0,Wo) имеет марку 0-1. Олово 0-4 имеет примесей 3,75%. Олово в автомобилестроении применяется главным образом в виде различных сплавов (припои, бронзы, баббиты и т. д.).
Свинец — металл серебристо-белого цвета с синеватым оттенком. Очень мягкий, хорошо куется; быстро окисляется, покрываясь с поверхности тонкой пленкой окисла. Свинец хорошо сопротивляется действию серной и соляной кислот, щелочей и органических кислот. Окислы свинца ядовиты.
Основными рудами, содержащими свинец, являются свинцовый блеск и церрусит. Получение свинца из руд осуществляется в настоящее время главным образом восстановительной плавкой в особых шахтных печах, называемых ватержакетами. Процесс плавки состоит из следующих последовательных операций: обжига и спекания руды, плавки в ватержакете и рафинирования.
Свинец имеет разнообразное применение в автомобильной промышленности. Он является основным материалом для изготовления аккумуляторных пластин, анодов электролитных ванн при хромировании. Из свинца делаются свинцовые белила, сурик, глет. Кроме того, он входит в состав припоев, свинцовистой бронзы, баббитов. Марки свинца обозначаются буквой С с добавлением после нее цифры. Согласно общесоюзному стандарту на свинец ОСТ/ЦМ 36-40, он разделяется на шесть марок: СВ; С-0; С-1; С-2; С-3; С-4.
Чистый свинец с наличием примесей не более 0,006% имеет марку СВ, свинец С-4 имеет примесей 0,5%.
Цинк — металл серебристо-белого цвета с голубоватым оттенком. При воздействии атмосферного воздуха цинк окисляется, покрываясь с поверхности пленкой окиси, которая предохраняет его от дальнейшей коррозии. Цинк при нормальной температуре хрупкий металл. При нагревании до температуры 100—150° он приобретает пластичность и легко поддается прокатке в тонкие листы и волочению в проволоку. При температуре выше 200° он вновь становится хрупким.
Основной цинковой рудой является цинковая обманка. Руда путем обогащения превращается в концентрат. Получение цинка из концентрата производится пирометаллургическим или гидрометаллургическим способами. При пирометаллургическом способе обогащенную руду подвергают нагреву в особых ретортах до высокой температуры в присутствии каменного угля. Восстановленный цинк из его окиси рафинируется.
Гидрометаллургический способ состоит в том, что концентрат после обжига выщелачивается раствором серной кислоты, после чего производится очистка раствора от примесей. Очищенный раствор подвергается электролизу, в результате чего получается электролитический цинк.
Цинк выпускается заводами в плитках чушках и слитках.-ГОСТ предусматривает шесть марок цинка: ЦВ, Ц-0, Ц-1, Ц-2, Ц-3 и Ц-4. Марка ЦВ означает наиболее чистый цинк с содержанием посторонних примесей не более 0,01%. В автомобилестроении цинк применяется в виде сплавов с медью для изготовления различных деталей.
Сурьма — очень твердый, хрупкий металл серебристо-белого цвета. Благодаря хрупкости сурьма в чистом виде не может быть использована как конструкционный материал и применяется только в виде сплавов с другими металлами. Добывается сурьма из руды, которая носит название сурьмяного блеска. Процесс получения чистой сурьмы заключается в обжиге руды на воздухе, в результате чего получается окись сурьмы, из которой процессом восстановления с помощью угля получают чистую сурьму. Сурьма поступает в продажу в виде чушек разного размера и формы. Общесоюзным стандартом установлено пять марок сурьмы: Су-0, Су-1, Су-2, Су-3, Су-4.
В автомобилестроении сурьма применяется в сплавах (баббита и в аккумуляторных пластинах).
Алюминий — металл серебристо-белого цвета с матовым оттенком, ковкий, пластичный, хорошо прокатывается в тончайшие листы (фольга), хорошо проводит тепло и электрический ток. На воздухе окисляется, покрываясь тонкой, очень прочной и тугоплавкой пленкой окиси, которая плавится при температуре 2000°. Очень неустойчив в отношении действия щелочей, серной и соляной кислот. Органические и азотная кислоты на алюминий не действуют. Алюминий имеет широкое применение в различных отраслях промышленности благодаря своим ценным свойствам.
Главными рудами, в которых содержится алюминий, являются бокситы, алуниты, нефелины. Получение алюминия из руд заключается в том, что путем прокаливания руды из нее получают вначале глинозем (окись алюминия). Расплавленный глинозем подвергают электролизу, в результате чего получается чистый алюминий.
Алюминий выпускается в виде чушек и болванок. Общесоюзным стандартом (ГОСТ 3549-47) установлены следующие марки алюминия: АВ-1 (99,9% Al), АВ-2 (99,85% Al), А-00 (99,75% Al), А-0 (99,65% Al), А-1 (99,5% Al), А-2 (99% А1), А-3 (98% А1).
В автомобильной промышленности из алюминия изготовляют обкладки конденсаторов, заклепки для фрикционных накладок; кроме того, он имеет большое применение в различных сплавах.
Медь — металл розово-красного цвета, обладающий высокой вязкостью и прочностью. Медь легко поддается ковке и прокатке в листы различной толщины в холодном состоянии. Медь обладает высокой теплопроводностью и электропроводностью. На воздухе медь окисляется, покрываясь пленкой окиси, предохраняющей ее от дальнейшего окисления. Окислы меди ядовиты. Литейные качества меди плохие.
Медные руды имеют много разновидностей, из которых наиболее важное промышленное значение имеют сульфидные руды (медный колчедан и медный блеск). Получение меди из руды производится пирометаллургическим либо гидрометаллургическим способом. Для получения высококачественной меди (электролитической) очищенную черновую медь подвергают электролитическому рафинированию.
Медь имеет большое применение в промышленности как в чистом виде, так и в различных сплавах.
В автомобильной промышленности медь применяется для изготовления электропроводов, деталей приборов электрооборудования, паяльников и т. п.
Никель — металл, серебристо-белого цвета с желтоватьш оттенком, вязкий, хорошо поддается механической обработке и полировке. Никель обладает магнитными свойствами, на воздухе не окисляется, устойчив в отношении действия разбавленных кислот. Добывается он из никелевых руд пирометаллургическим или гидрометаллургическим способом. В зависимости от химического состава никель разделяется, согласно ГОСТ 849-49, на пять марок: Н-0 (99,8% никеля), Н-1 (99,7%), Н-2 (98,9%), Н-3 (98,6%), Н-4 (97,6%).
В автомобильной промышленности никель применяется главным образом в различных сплавах и в качестве присадок в легированных сталях. Из сплавов никеля изготовляются: электроды свечей, биметаллические пластинки в приборах электрооборудования, провода сопротивления и др.
Хром — очень твердый металл, блестящего белого цвета с синеватым оттенком, обладает высокой устойчивостью в отношении действия атмосферного воздуха и воды. Хром содержится в руде (хромистый железняк), из которой путем восстановительного процесса с помощью угля в электрических печах получают феррохром (сплав железа с хромом). Последующими операциями феррохром превращается в окись хрома, из которой восстанавливается чистый хром. В автомобильной промышленности хром имеет большое применение в качестве присадок в легированные стали в различных сплавах, для наращивания поверхностей изношенных деталей. Кроме того, хром применяется для антикоррозийного и декоративного покрытия поверхностей деталей автомобилей и арматуры.
Вольфрам — металл белого цвета со стальным оттенком, очень тяжелый, чрезвычайно тугоплавкий, обладает высокой устойчивостью в отношении действия атмосферного воздуха и различных кислот. В природе вольфрам встречается в руде, называемой вольфрамитом; применяется преимущественно в качестве присадок к легированным сталям и в сплавах.
Серебро представляет собой мягкий, тягучий металл, обладающий высокой теплопроводностью и электропроводностью, устойчив в отношении действия кислот и водорода. В автомобильной промышленности оно применяется для изготовления контактов в приборах электрооборудования, для серебрения рефлекторов фар некоторых автомобилей, для покрытия стекол зеркал.
В природе серебро встречается в виде самородков и в различных рудах. Основными рудами являются серебряный блеск и роговое серебро. Применяется серебро в технике главным образом в качестве компонента сплавов (припои).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Цветные металлы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы