Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные материалы и шины

Публикация:
   Устройство автомобильных шин

Читать далее:




Устройство автомобильных шин

Современные автомобильные шины называются прямоборт-ными, что определяет их форму и способ крепления на ободе колеса. Они имеют прямую форму бортов покрышки в месте прилегания их к закраинам обода; внутри бортов имеются Проволочные бортовые кольца.

В зависимости от типа обода, на который должна монтироваться шина, она состоит из покрышки, камеры и ободной ленты, монтируемых на плоский обод (рис. 36), или же из покрышки и камеры, монтируемых на глубокий обод (рис. 37). Глубокие ободы некоторых легковых автомобилей имеют также бандажные ленты.

В зависимости от конструкции и величины внутреннего давления различаются два основных типа шин: высокого и низкого давления.

Рис. 35. Вулканизационный брикет:
1 — металлическая чашечка; 2 — горючая масса; S — резиновая заплата

Шины низкого давления применяются для всех отечественных грузовых и легковых автомобилей за исключением автомобилей ЗИС-5 и ЯГ, на которых устанавливаются шины высокого давления размера 34 X 7 и 40 X 8.

Колеса отечественных легковых автомобилей имеют глубокий обод, а грузовых автомобилей и прицепов — плоский обод.

Ободы колес (рис. 38) характеризуются посадочным диаметром, шириной обода и высотой закраины.

Глубокий обод (рис. 38, а) имеет закраины с уступом для бортов покрышки. Глубокая выемка посредине сечения обода служит для облегчения монтажа покрышки.

Монтаж шин грузовых автомобилей на глубокий обод был бы крайне затруднен, поэтому на грузовых автомобилях применяются колеса с плоским ободом.

Плоские ободы подразделяются на:
а) ободы с одной съемной разрезной закраиной (рис. 38, б); применяются на автомобилях ГАЗ-ММ, ГАЗ-АА;
б) ободы со съемной неразрезной закраиной и разрезным запорным кольцом (рис. 38, в); применяются на автомобилях ЗИС-150, ГАЗ-51, МАЗ-200, ЗИС-5, ЗИС-155 и др.

Рис. 38. Ободы колес:
В — ширина обода; А — высота закраины; 1 — обод; 2 — бортовое кольцо; 3 — закраина

В ободе съемную закраину образует съемное разрезное кольцо, которое входит в кольцевую выемку обода и удерживается на месте упором борта покрышки с накаченной камерой.

Обод в имеет съемную неразрезную закраину, удерживаемую на ободе колеса съемным разрезным пружинным кольцом. Такой тип крепления более надежен.

Посадочный диаметр обода соответствует внутреннему диаметру предназначенной для него шины.

Большинство отечественных грузовых автомобилей имеет диаметр обода колеса 20”, а легковых—16”. Исключением являются лишь автомобили ЯГ-6 (24”), ЗИМ (15”) и некоторые специальные автомобили.

Рис. 37. Автомобильная шина, монтируемая на глубокий обод:
1 — покрышка; 2 — камера; 3 — диск колеса с глубоким ободом

Размеры ширины обода и высоты закраины указываются в его обозначении, где цифра означает ширину обода в дюймах, а латинская буква S — высоту закраины также в дюймах. Например, обозначение плоского обода колеса автомобиля ГАЗ-51— 5,00 5 показывает, что ширина обода равна 5,00” (127мм), а высота закраины 5=1,312” (33,3 мм).

На каждой покрышке указываются ее размеры и серийный номер, по которому можно установить, каким шинным заводом и когда изготовлена покрышка.

На рис. 39 показаны принятые обозначения размеров шин.

Рис. 39. Обозначение размеров

Размеры покрышек указываются в дюймах. При этом указанные на покрышке размеры наружного диаметра и ширины профиля в большинстве случаев точно не соответствуют фактическим ее размерам и являются лишь условным обозна-

чением покрышки. Фактические размеры приводятся в ГОСТ.

В настоящее время выпускаются покрышки низкого давления с обозначением 210—20 и 260—20, предназначенные соответственно для автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-150. У этих покрышек первая цифра обозначает примерную ширину профиля в миллиметрах, а вторая — диаметр обода в дюймах.

Указанный на покрышке серийный номер состоит из буквы и цифр. Буква обозначает завод-изготовитель, римские цифры — месяц изготовления, следующие две цифры — год изготовления, последняя группа цифр — порядковый номер покрышки. Например: Я — XII—52003529 — покрышка Ярославского шинного завода, изготовлена в декабре 1952 г., порядковый номер 003529.

На камерах и ободных лентах указываются размеры покрышек, для которых они предназначены.

Основными частями покрышки (рис. 40) являются: каркас, подушечный слой, протектор, боковина и борта.

Каркас составляет основу покрышки, придает ей необходимую прочность, гибкость и упругость. Он состоит из нескольких слоев корда, являющихся основным структурным элементом каркаса. Число слоев корда в каркасе четное и в зависимости от типа и размера покрышки колеблется от 4 до 18. Счет слоев корда ведется изнутри покрышки наружу.

Между некоторыми, главным образом последними слоями корда имеются резиновые прослойки, которые создают упругую связь между слоями корда, допуская относительное смещение слоев при резких деформациях. В бортовую часть каркаса резиновые прослойки не прокладываются.

Борты служат для укрепления покрышки на ободе колеса. Борт состоит из крыла, слоев корда, завернутых вокруг крыла, и усилительных лент. Крыло представляет, собой проволочное бортовое кольцо, обернутое тканевыми прорезиненными лентами для лучшего закрепления крыла в каркасе покрышки.

Бортовое кольцо изготовляется из проволоки, покрытой слоем резины. Кольцо делает борт покрышки жестким, нерастягиваю-щимся. Для большей прочности и лучшей устойчивости на ободе у покрышек больших размеров крыло делается с двумя бортовыми кольцами.

Для защиты от повреждений при монтаже покрышек и во время работы борты по наружной поверхности покрываются одной или двумя прорезиненными лентами 12 из чефера.

Протектор представляет собой толстую резиновую полосу, расположенную по короне покрышки с рисунком на наружной поверхности, выполненным в виде выступов и канавок между ними. Протектор воспринимает удары о неровности дороги и предохраняет каркас от повреждений, передает тяговое и тормозное усилия, увеличивает сцепление шины с дорогой и поглощает толчки и колебания. Высокая износостойксоть — одно из важнейших требований к протектору.

Рисунок протектора обеспечивает достаточное сцепление шины с поверхностью дороги для предотвращения скольжения колеса, причем поперечные канавки способствуют продольному сцеплению, а продольные — поперечному, т. е. удерживают автомобиль от заносов.

От формы рисунка зависят эластичность протектора, мягкость и бесшумность хода. Форма рисунка влияет также на нагрев покрышки и ее износ.

Рис. 40. Грузовая автомобильная покрышка:
1 — беговая часть; 2 — боковая стенка; 3 — борт; 4 — протектор; 5 — подушечный слой; 6 — каркас; 7 — слои корда; 8 — резиновые прослойки; 9 боковина; 10 — широкая прорезиненная лента; 11 — проволочное кольцо; 12 — чефер

Соответствующим образом подобранный рисунок протектора обеспечивает максимальную проходимость автомобиля в данных дорожных условиях, а также минимальное разбрызгивание грязи и воды при движении автомобиля по мокрой или грязной дороге.

Подушечный слой 5 покрышки представляет резинотканевую прослойку, положенную между каркасом 6 и протектором 4 по всей окружности покрышки для надежной, прочной и эластичной связи протектора с каркасом. Подушечный слой смягчает удары, передаваемые от протектора к каркасу при движении автомобиля по неровным дорогам или наезде на препятствия. Кроме того, подушечный слой предотвращает возможные отслоения протектора от каркаса в результате усилий, возникающих при торможении автомобиля и движении на поворотах. Подушечный слой является одной из наиболее ответственных деталей покрышки, так как в нем больше всего сосредоточены напряжения, возникающие в шине, и развиваются наиболее высокие температуры.

Боковины представляют собой эластичный резиновый слой, которым покрываются боковые стенки каркаса покрышки для предохранения их от механических повреждений, сырости и пр.

Камеры различаются между собой размерами, конструкцией вентилей и их креплением.

Камеры изготовляются из мягкой, эластичной резины с толщиной стенки 1,9—3,0 мм, причем по беговой дорожке стенки камерьГ делаются более толстыми.

Размеры камеры несколько меньше внутренней полости покрышки; это делается для того, чтобы в накаченном состоянии камера не имела складок.

Помимо хорошей герметичности и эластичности, камера должна обладать достаточной прочностью и стойкостью против окислительного и теплового старения.

Вентиль автомобильной камеры представляет собой обратный клапан, автоматически запирающий выход воздуха из камеры, но позволяющий нагнетать его внутрь. На камерах отечественного производства устанавливаются вентили с пружинными клапанами (золотниками). Вентили применяются с прямым корпусом (рис. 41, а) и с корпусом (рис. 41, б), изогнутым под прямым или тупым углом (одноколенчатый вентиль), или с двойным изгибом (двухколенчатый вентиль).

Применение вентилей с той или иной формой изгиба корпуса зависит от типа и размера обода колеса. Двухколенчатые вентили применяются в сдвоенных шинах.

Металлический вентиль состоит из корпуса, золотника (показанного на рисунке отдельно), деталей крепления вентиля к камере и ободу и колпачка-ключа.

Для прикрепления к камере вентиль устанавливается в отверстие фланца камеры и крепится к основанию прижимной шайбой и гайкой. Имеющаяся только у прямых металлических вентилей ободная крепительная гайка служит для плотного укрепления вентиля в отверстии глубокого обода. В последнее время получили применение резино-металлические вентили, у которых корпус выполнен из резины. Внутри резинового корпуса плотно вставлена металлическая втулка. На конце втулки, выступающем из резинового корпуса, нанесена внутренняя резьба для установки золотника обычного типа и наружная резьба для колпачка-ключа. Эти вентили в сравнении с металлическими более дешевы, имеют значительно меньший вес; способ крепления с камерой прост и обеспечивает надежную герметичность.

Рис. 41. Металлические вентили:
а — вентнль с прямым корпусом; б — вентиль с изогнутым корпусом; 1 — корпус; 2 — фланец; 3 — колпачок-ключ; 4 — золотник вентиля; 5 — прижимная шайба-мостик; 6 — прижимная гайка; 7 — ободная гайка

Вентили всех типов имеют стандартные размеры основных отверстий и взаимозаменяемые золотники и колпачки-ключи. Вентилям каждого типа и размера присвоен шифр, буквы шифра обозначают тип, а цифры — порядковый номер вентилей данного типа.

Ободная лента, помещаемая между камерой и ободом колеса, служит для защиты камеры от перетирания ободом колеса и от защемления ее бортами покрышки.

В зависимости от типа обода и размера шин применяются ободные ленты определенной формы и размера по длине, ширине и толщине.

Изготовление покрышек состоит из операций: подготовки деталей покрышки (корда, протектора, подушечного слоя, крыльев), сборки покрышек, формования, вулканизации и отделочных работ.

В современном шинном производстве покрышки с одним крылом в борту собираются по так называемому полуплоскому способу, а с двумя и более крыльями по полудорновому способу. В обоих случаях будущая покрышка имеет конфигурацию, совершенно отличную от готовой покрышки, и представляет почти плоское кольцо, посредине которого несколько выступает протектор, а по краям расположены борты. Поэтому перед вулканизацией заготовки покрышек проходят операцию предварительного формования, в процессе которой покрышке на специальном станке (форматоре) придается конфигурация, близкая к обычной вулканизованной покрышке.

Вулканизация покрышек преимущественно производится в вулканизационных прессах с автоматическим управлением. Эти прессы носят название индивидуальных вулканизаторов. В них осуществляются вулканизация покрышки, придание ей необходимой конфигурации, а также получают нужный отпечаток рисунка на протекторе.

Отделочные операции состоят из покрытия покрышек парафином, препятствующим их старению, обрезки заусенцев и выпрес-совок резины, видовой браковки и балансировки (покрышки для легковых и гоночных автомобилей).

Для изготовления камер из приготовленных резиновых смесей методом выдавливания на червячном прессе получается длинный резиновый рукав с поперечным сечением, соответствующим будущей камере. В последующем резиновый рукав разрезается на куски необходимой длины, прикрепляется вентиль и производится стыковка концов камеры. После этого камера поступает на вулканизацию.

Ободные ленты изготовляются путем выдавливания их заготовок на червячном прессе, разрезания заготовки на куски необходимой длины, стыкования ободной ленты и вулканизации.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные материалы и шины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Устройство автомобильных шин"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства